|
||||||||
Главная
Фотоальбом
Члены НЛТК
Программы
Расписание
Кадровый консалтинг
Управленческий консалтинг
Маркетинговые исследования
Интервью
Отзывы
Библиотека
Аудио/видео
Для прессы и СМИ
Контакты
НЛТК
на Новокузнецкой Раушская набережная д.4 этаж 2 офис 235. НАШИ ПАРТНЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ |
Интервью газете «Элитный персонал» № 26 (250) 9 июля 2001 г.Сегодня можно смело говорить о том, что коучинг стал сенсацией нашего времени. На Западе после появления этого направления его применили на практике уже более 500 процветающих компаний, признав данный метод ключевым средством для достижения успеха. О том, как развивается коучинг в нашей стране мы беседуем с Игорем Добротворским, членом ICF (Международной Федерации коучинга). – Игорь Леонидович, что же все-таки означает слово «коуч»? Вообще, слово «тренер» (coach) пришло из-за рубежа и, как правило, ассоциируется со спортом. Известно, что у каждого олимпийца есть свой тренер. Победа спортсмена на соревнованиях непосредственно зависит от степени интенсивности его занятий со своим тренером. Не так давно выяснилось, что достижение спортивных высот, оказывается, происходит по тем же самым законам, что и социальное восхождение. Точно так же и коуч помогает каждому, кто хочет выиграть свою «олимпийскую медаль» в жизни Коуч – это ваш партнер, который заинтересован только в одном – в вашем успехе. Он предлагает вам специальные средства для использования своих возможностей, мотивации и стратегического мышления. Коуч владеет навыками, необходимыми для того, чтобы помочь клиенту достичь своих жизненных целей и добиться динамичного личностного и профессионального роста. – Чем вызван рост популярности коучинга во всем мире? В условиях быстрой смены технологий, развития новых направлений, ускорения информационных потоков компаниям и людям становится сложнее выдерживать конкуренцию. С другой стороны, процесс глобализации экономики требует слаженности и максимальной эффективности действий представителей разных стран, социумов, культур, отличающихся по уровню образования, возрасту, полу. Более свободная кадровая миграция оборачивается утратой людьми привычного окружения, поддержки. От современного человека требуются готовность к активным инновационным изменениям, умение использовать весь свой потенциал, ставить цели и достигать их. Коучинг помогает сделать это в кратчайшие сроки, с минимальными затратами и наиболее эффективно. – В чем заключается суть деятельности коуча? Коучинг родился из многих источников: процессное консультирование, психотерапия, практика эффективных менеджеров, работа бизнес-тренеров, опыт наставничества и, наконец, институт спортивного тренерства. Коуч, как и тренер в спорте, сам не ставит рекордов, но помогает добиваться победы своим подопечным. Его работа включает совместную постановку целей, стоящих перед клиентом, определение внешних и внутренних предпосылок для достижения этих целей и помощь в достижении реальных результатов. Главная его задача – помочь клиенту уверенно продвигаться на пути к качественным изменениям. – Кто является клиентом коуча? В основном люди, которые вот как раз и желают продвигаться по этому самому пути к качественным изменениям различных сфер собственной жизни. Среди клиентов коуча частенько встречаются очень эффективные менеджеры, которые работают «без сна и отдыха», не имея времени на общение с семьей. Они осознают, что потеряли контроль над ситуацией. Задача коуча – помочь обрести «экологическую нишу» – внутреннюю территорию свободы. К примеру, один из моих клиентов – директор департамента – решил изменить стиль работы и больше времени уделять стратегическим задачам, дать больше свободы и ответственности сотрудникам. Другой клиент – профессиональный менеджер, который поставил цель за определенный срок вырасти до уровня директора в одной из компаний развивающегося холдинга. – Как происходят коучинг-занятия? В общем-то, коучинг разработан таким образом, чтобы соответствовать напряженным ритмам интенсивности сегодняшней жизни. Общение может происходить как во время личных встреч, так и по телефону. Но – обязательно – регулярно! Коуч мотивирует клиента принимать лучшие решения и максимизировать продуктивность, а клиент предоставляет коучу отчеты о своих действиях. В итоге бизнес-процессы фирмы становятся намного более эффективными. А области применения коучинга всеобъемлющи –от менеджмента до оптимизации бизнес-процессов компании в целом, включая и решение личных проблем клиента. – Чем групповой коучинг отличается от индивидуального? Следует отметить, что профессиональный коуч строит свою работу в группе и в индивидуальном общении на одних и тех же приницпах. Но для групповых занятий ключевым моментом является определение общих целей. В итоге ресурсы всех участников коучинга интегрируются и происходит процесс взаимного обогащения, так называемый эффект синергичности. – Чем коучинг отличается от наставничества? Наставник – это учитель, который помогает клиенту освоить те навыки, которые – с его, наставника, точки зрения (или по долгу службы) – необходимы ученику. Работа же коуча состоит в том, чтобы помочь клиенту найти собственные лучшие решения и подходы. Но коуч – это все-таки не просто инструктор и тем паче не духовный гуру. О профессии коуча говорят обычно как о сочетании трех профессий: консультанта, тренера и психолога. – А должно ли быть у коуча специальное образование? Лично я считаю, что должно быть. Для новичков – это обучение и сертификация. Для практикующих тренеров, консультантов – это обучение новым методам. Кроме того, и сам коуч, и клиент должны понимать, в какой момент происходит консультирование, а в какой – коучинг. Эти два направления нельзя объединять в рамках одного понятия. А обучение и сертификация гарантируют, что клиентам предоставляются качественные услуги. – Возможно ли при активном внедрении коучинг-менеджмента на предприятии использование других обучающих программ? Почему бы и нет – конечно, возможно. Ведь коучинг – при всей своей универсальности – отнюдь не является какой-то панацеей. Он не заменит тренинги, процессное консультирование, экспертную работу. Однако он вполне может стать катализатором, который усилит эффект других программ. – Все-таки коучинг является уделом крупных компаний или внедрение коучинг-технологий возможно в организацию любого масштаба? Все дело в том, что коучинг предназначен для тех компаний, которые хотят развиваться быстро, эффективно, которые задумываются о вызовах современности и принимают решения отвечать на них. Я бы сказал, что в малых компаниях скорость внедрения коучинга как нового стиля менеджмента происходит выше. Маленькие и гибкие компании быстрее перестраиваются. А работать с большими – уже вызов для коучей России. – Игорь Леонидович, а каковы, на ваш взгляд, перспективы развития коучинга в России? Что ж, я думаю, что коучинг способен существенно повлиять на рост мотивации менеджеров и сотрудников, а на это есть большой спрос в деловом сообществе. Люди в России талантливы, так что просто им нужно помочь полнее раскрыть свои ресурсы и начать действовать эффективнее и тогда наша страна сделает большее продвижение в своем развитии. Тем более, что перед нами стоит важная задача вхождения в мировую экономику за короткий срок. – И последний вопрос. Что нужно знать, чтобы правильно выбрать коучинг-семинар? Прежде всего, чтобы правильно выбрать коучинг-семинар – узнайте о том, что такое коучинг, как давно компания и преподаватель проводят обучение, как происходит обучение, есть ли практические занятия, сертификаты. И наконец, отзывы от клиентов. Личная встреча и интервью помогут вам принять самое оптимальное для вас решение … … В целом же суть коучинга – это раскрытие потенциала личности для максимизации ее собственной производительности и эффективности в достижении целей. И в этом случае вне зависимости от того, что мы хотим добавить в свою «палитру» – менеджерские качества, умение принимать более взвешенные решения или планировать свою деятельность, способность быть более заботливым родителем, навыки стратегического мышления … – изменения происходят на каком-то одном или сразу на нескольких вышеприведенных уровнях. Коуч формирует новый взгляд на старые проблемы, вырабатывает стратегическое видение перспектив и стремление к отказу от автоматизма в таких вопросах как принятие ответственных решений, планирование, создание стиля делового общения, делегирования полномочий, распределения времени и прочих радостей – печалей деловой рутины. А также указывает выходы из этой самой рутины, расширяет горизонты. Предполагается, что «вблизи» и «на привычных глубинах» все могут плавать самостоятельно. А что касается «далеко и глубоко», то об этом – особый разговор. Ключик я вам дал. КЛЮЧИК называется КОУЧИНГ. Сделаете с ним, что хотите.
|
|||||||
Публикация и перепечатка материалов сайта разрешена с обязательным |